Весь сайт

Жизнь и благополучие каждого россиянина – главное богатство страны. Отсюда важнейшая задача - обеспечить достойное качество жизни и возможность самореализации для каждого гражданина. Необходимо действовать по трем направлениям: снизить смертность и увеличить продолжительность здоровой и активной жизни; поддержать право каждого человека на успех за счет обеспечения равных возможностей для актуального образования в любом возрасте; снизить бедность.

В 2024 году продолжительность здоровой жизни вырастет почти на пять лет. Семьям с детьми и пенсионерам будет обеспечен достойный уровень жизни. Каждый россиянин сможет получить современное образование и овладеть навыками, необходимыми для успеха в XXI веке.

Ключевые результаты:

  • Ожидаемая продолжительность полноценной жизни россиян вырастет на шесть лет;
  • Средний размер пенсии по старости к 2024 году будет в два раза выше прожиточного минимума, пенсии вырастут не меньше, чем на треть в реальном выражении;
  • Уровень бедности в России снизится до 10% и сравняется с наиболее развитыми странами Европы. Уровень бедности среди семей с детьми уменьшится на 40%;
  • Все желающие получат возможность для повышения профессиональных компетенций и квалификации.

Здоровая жизнь

Каждый получит доступ к качественным и высокотехнологичным медицинским услугам. Контролировать состояние здоровья пациента врачи смогут дистанционно, а жителям отдаленных территорий будет обеспечена неотложная и специализированная медицинская помощь. Пациенты с хроническими заболеваниями получат персональное медицинское сопровождение. Будут введены программы лекарственного обеспечения, которые облегчат доступ к современным сложным препаратам.

Залог удачного лечения - квалифицированный и мотивированный медицинский персонал. Врачи будут заполнять меньше бумаг, и у них будет больше времени для пациентов. Зарплаты медработников ощутимо вырастут, а качество профильного образования заметно улучшится.

Болезни лучше не лечить, а предупреждать. Лучшее средство для этого - профилактика и спорт. В жилых кварталах появится больше возможностей для бесплатных занятий спортом. Здоровому образу жизни станут учить в младших и средних классах, дети узнают, как ответственно подходить к своему здоровью. Будет создана национальная система управления качеством пищевой продукции, усилена борьба с излишним употреблением алкоголя и табака.

Образование для успеха

Самореализация начинается со школы. Школьники научатся навыкам, необходимым для успеха в жизни и в любой профессии новой экономики: работать в команде, общаться, создавать новое и, главное, самостоятельно учиться. Каждый школьник освоит базовую современную грамотность: технологическую, финансовую, цифровую, предпринимательскую и правовую.

У всех детей - свои таланты и свои особенности. Обучение по индивидуальным программам позволит лучшим образом раскрыть возможности каждого школьника. В школах серьезно увеличится число специалистов по психологии, которые помогут детям развиваться с учетом их потребностей.

В вузах появятся программы прикладного бакалавриата для обучения работе с высокими технологиями; на них будет обучаться не менее трети студентов. Университеты, научные центры и крупные компании будут совместно готовить студентов. А еще в вузах и колледжах будут учить и помогать открывать и вести свое дело.

В течение всей жизни россияне смогут получать дополнительное профессиональное образование и новые умения на базе вузов, колледжей и других образовательных центров. Для неработающего населения, включая пенсионеров, будут созданы программы обновления профессиональных навыков, сотрудники социальных служб будут помогать им с трудоустройством.

Социальная поддержка

Семьи с доходом ниже прожиточного минимума получат адресную поддержку. Они смогут использовать материнский капитал как ежемесячное пособие. Социальные работники и службы занятости помогут членам малообеспеченных семей получить востребованные навыки и найти работу, выбраться из сложной жизненной ситуации.

Единая база данных о социальной поддержке гарантирует, что все, кому действительно нужна помощь, ее обязательно получают. И что ее получают только те, кому она точно нужна.

Благодаря более долгой и более здоровой жизни, граждане смогут дольше оставаться активными и востребованными. На протяжении 16 лет пенсионный возраст будет постепенно расти и к 2034 году достигнет 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Это даст возможность каждому, даже в зрелом возрасте, реализовать себя в профессии и получить более высокий доход в старости. Поработал на 5 лет дольше - получил пенсию на треть выше.

Мы убеждены, что россияне полны предпринимательской энергии, и нужно лишь создать пространство для реализации, чтобы она воплотилась в новые начинания. У каждого гражданина должна быть возможность проявлять общественную, гражданскую и предпринимательскую инициативу, которая будет не наказываться, а поощряться. К 2024 году в России на новом уровне будет гарантирована свобода предпринимательства, обеспечена реальная конкуренция в экономике. Живая инициатива станет двигателем экономического развития страны.

Ключевые результаты:

  • Число россиян, планирующих открыть свое дело, увеличится вдвое;
  • Бизнес избавится от избыточных проверок со стороны государства за счет двукратного снижения числа контрольных функций;
  • К 2024 году доля граждан, работающих в малом и среднем бизнесе, вырастет с 27 до 35%;
  • Количество россиян, занимающихся волонтерством, вырастет с 15 до 24 млн человек.

Поддержка предпринимательства

Школьники смогут по желанию учиться открывать и вести свой бизнес на уроках предпринимательства. Как школьные, так и университетские образовательные программы будут нацелены на решение нестандартных задач. Начинающие молодые предприниматели будут получать системную поддержку региональных и федеральных властей.

Сроки запуска новых предприятий будут сокращены, административные процедуры упрощены - открыть дело можно будет из дома или офиса. Предприниматели будут обмениваться информацией с госорганами только в электронной форме, используя электронные подписи. Для тех, кто согласится работать в электронной системе налоговой службы, цифровые технологии позволят автоматически формировать отчетность, ответственность за составление которой будет возложена на налоговую инспекцию, а предприниматель отвечает только за достоверность первичных данных.

В течение первого года работы для нового бизнеса будут действовать налоговые каникулы. Сократится число функций и органов контроля и надзора, если на предприятии нет риска вреда здоровью людей. С запуском реформы будет введен трехлетний мораторий на любые законодательные изменения, которые могут осложнить положение среднего и малого бизнеса.

Конкурентная экономика

Государственная политика будет направлена на партнерство с частным бизнесом и снижение прямого участия государства в экономике. На конкурентных рынках будут играть только частные компании, государственным игрокам туда входа не будет. Государство будет обязано продавать долю в предприятии, в котором его присутствие не нужно - в соответствии с принципом “объясняй или продавай”. Прозрачность госзакупок повысится за счет снятия искусственных ограничений.

Рост малого и среднего бизнеса будет стимулироваться за счет развития эффективной системы льгот и преференций, систем краудфандинга и отдельных кредитных бирж.

Инициатива граждан

Российские некоммерческие организации и волонтеры получат возможность свободнее работать над решением общественных проблем и оказанием социальных услуг. Ограничения на зарубежное финансирование для социальных НКО, ведущих общественно полезную деятельность, будет сняты. Для граждан и бизнеса станет модным и выгодным быть благотворителем за счет налоговых вычетов. Работа некоммерческих организаций, как и их поддержка со стороны государства, станет более прозрачной. Для НКО будет создано больше возможностей оказывать некоторые социальные услуги, особенно если они могут сделать это дешевле и лучше, чем государство.

У России не будет шанса войти в число глобальных лидеров, если ее экономика не получит новый двигатель – передовые технологии. Когда российская экономика ответит на вызовы технологической революции, будут созданы новые и интересные рабочие места, а предприятия будут производить востребованные и успешные продукты, которыми будет гордиться вся страна. Это шанс для России стать лидером новейших отраслей экономики и начать формировать новые направления научного и технологического развития.

К 2024 году новейшие технологии позволят решить две задачи: усовершенствовать имеющиеся производства и создать новые рынки и отрасли, где Россия будет конкурентоспособной. Российские компании полноценно включатся в мировые рынки технологий. Качество продукции государственных корпораций вырастет за счет роста конкуренции, а им самим придется стать прозрачнее и эффективнее.

Ключевые результаты:

  • Российские ученые станут участниками 40% передовых глобальных исследований, связанных с новой технологической революцией;
  • Производительность труда вырастет на треть;
  • Количество частных компаний-экспортеров с годовой выручкой более 250 млрд рублей вырастет с 32 до 75.

Цифровая экономика

Ключевые отрасли промышленности пройдут масштабное обновление и станут высокотехнологичными. Металлургия, добыча полезных ископаемых, машиностроение и сельское хозяйство получат новые финансовые стимулы и поддержку институтов развития для успешного перехода на цифровые платформы. Предприятия, исследовательские центры, государственные регуляторы и финансовые институты будут объединяться в особые группы - консорциумы. Таким объединениям будет легче конкурировать на международных рынках.

Российские госкомпании станут более открытыми и гибкими, что повысит эффективность их работы, высвободит новые ресурсы и позволит успешнее конкурировать на мировых рынках. Вырастет и доля частного сектора. Россия сможет принять участие в борьбе за лидерство в самых передовых отраслях – в постуглеродной энергетике, биотехнологиях, «зеленой» химии, микроэлектронике нового поколения, в сфере персонализированной медицины.

Цифровое предпринимательство

Предпринимателям в инновационных сферах станет проще и выгодней работать в России. Новые целевые фонды и институты развития позволят венчурным инвесторам активней поддерживать прорывные разработки и исследования с высокими рисками. Специальные форматы развития инновационного бизнеса (стартап-студии и акселераторы) получат больше поддержки от государства.

Высокотехнологичные инновационные компании не будут испытывать проблем с бюрократией. Госрегулирование в этой сфере будет и эффективнее, и гибче для участников рынка.

Исследования, открытия и разработки российских специалистов будут надежно защищены авторским правом. Система защиты интеллектуальной собственности будет базироваться на цифровых технологиях.

Наука в эпоху цифровой экономики

Университеты, научные центры и лаборатории будут тесно сотрудничать с бизнесом и государством. При этом получать деньги на научные работы, получать гранты станет проще, а налоговая нагрузка снизится. По-новому будет организована работа РАН, что поможет ученым активнее участвовать в международных проектах и разработках. Появятся новые специальности, связанные с технологическими изменениями.

В вузах будет развиваться инженерно-техническое образование. Внедрение международных стандартов исследовательской деятельности и оценки их эффективности поможет российским ученым встроиться в глобальную научную сеть и занять там достойное место. При этом число патентов, защищенных законом разработок будет расти.

Жить за счет продажи сырья – ненадежно, ведь страна попадает в зависимость от колебаний цен. Когда Россия удвоит экспорт высокотехнологичной продукции, вырастет устойчивость экономики страны к санкциям и грядущим мировым кризисам. Продукция отечественных предприятий за счет конкуренции с импортными товарами станет более качественной и доступной для россиян.

К 2024 году Россия займет место на новых перспективных рынках, увеличит доходы бюджета за счет внешней торговли. Новые торговые соглашения с зарубежными странами откроют новые возможности для российских компаний-экспортеров. Продукция российских компаний будет конкурировать на внешних рынках, что приведет к увеличению ее качества для всех граждан страны.

Ключевые результаты к 2024 году:

  • Несырьевой экспорт вырастет вдвое: с $107 млрд до $200 млрд;
  • Удвоится число российских компаний-экспортеров;
  • Экспорт услуг вырастет с $50,5 млрд. в 2016 г. до $70 млрд.

Россия в открытой международной торговле

Экспортеры несырьевых товаров получат новую финансовую и правовую поддержку от государства. Особое внимание будет уделено экспорту услуг: образования, здравоохранения, туризма и логистики. Будут созданы и масштабированы платформы и механизмы для помощи экспортерам, в том числе в сфере электронной торговли. Процедуры таможенного и экспортного контроля станут проще. Это позволит российским компаниям выйти на новые перспективные рынки и закрепиться на них.

Зарубежным компаниям, в свою очередь, станет проще выйти на российский рынок: для них предусмотрено некоторое упрощение таможенного и налогового контроля. Это повысит конкуренцию в России, улучшит качество и снизит цену зарубежных товаров и услуг.

Россия продолжит развивать выгодные торговые и экономические отношения с соседями, а особенное внимание уделит быстроразвивающимся рынкам Азии. Будут реализованы инфраструктурные проекты в сфере транспорта и энергетики в интересах стран Евразийского экономического союза. Произойдет усиление научно-технологического сотрудничества, совместная реализация инициатив в области цифровой экономики со странами Европы.

Государство должно существовать для своих граждан и быть, в первую очередь, партнером и помощником, которому можно доверять в любой жизненной ситуации. На этот принцип должна опираться система госуправления, главной целью которой будет удовлетворение потребностей жителей страны.

К 2024 году в России появится информационная платформа, благодаря которой большинство государственных процедур будут доступны в электронной форме без обращения в ведомства и предоставления документов. Удобные и доступные госуслуги повысят уровень доверия жителей страны к органам власти. Для этого необходима выстроенная система обратной связи и четкие прозрачные стандарты работы госслужащих.

Ключевые результаты:

  • 50 наиболее востребованных госуслуг для граждан и бизнеса будут мгновенно предоставляться в цифровой среде;
  • Доверие россиян к гражданским служащим вырастет до 80%;
  • На 50% снизится риск ущерба жизни и здоровью людей, при том, что издержки на контроль снизятся;
  • Россия войдет в топ-35 стран в международных рейтингах качества регуляторной политики.

Стратегическое управление и новые кадры

Госслужащие смогут работать на результат, только если перестроить их рутинную деятельность и культуру труда. Для этого в госорганах должны быть четко сформулированы миссия и ценности работы. Центральной установкой этих документов должны стать служение гражданам и инициативность. Госслужащие получат общие для всех цели и понимание деятельности, основанные на видении будущего страны.

Внедрением новых методик и практик будет заниматься специальный Центр эффективности госуправления. Участие в разработке приоритетов смогут принять граждане и представители бизнеса, а за их реализацию будут отвечать заместители Председателя Правительства РФ и министры. Каждый россиянин сможет отслеживать прогресс в этой сфере.

Госслужащие будут получать заработную плату, исходя из увеличенной базовой выплаты и премий по результатам работы. Это значит, что у служащих появится стимул работать лучше, а причин для коррупции станет меньше. Кадровой политикой в этой сфере будет заниматься единый федеральный центр. Назначения, повышения и увольнения чиновников будут прозрачны и понятны для всех.

Цифровое государство

Граждане и бизнес получат новые возможности взаимодействия с государством в цифровой среде, основой которой будет единая информационная платформа. К ней смогут подключиться независимые поставщики услуг, а разработанные ими сервисы и приложения будут доступны для любых пользователей.

Горы бумаг и справок постепенно уйдут в прошлое. Электронные данные станут обязательным приоритетом в работе госорганов по всей стране. Скорость принятия решений, реагирование на запросы граждан, их обоснованность и прозрачность будут выше за счет внедрения технологий «больших данных».

Контроль и надзор

Органы контроля и надзора будут заниматься своим непосредственным делом – следить за безопасностью граждан и предупреждать риски, при этом позволяя организациям спокойно работать. Внедрение новых технологий в контрольно-надзорную деятельность позволит сделать процесс более прозрачным и автоматизировать значительное число процедур, сделав контроль дистанционным и эффективным.

Основным критерием регулирования должны стать обоснованность и реальная безопасность. Если регулирование никак не помогает снизить риски для общества, то такие меры будут отменены. Если риск для общества и граждан минимален, то регулирование может быть передано негосударственным организациям, а государство сосредоточится на предотвращении реальных опасностей.

Благополучие и качество жизни сильно зависит от того, как обустроено пространство вокруг. Ощущение комфорта на своей малой родине дает возможность строить жизненную траекторию и усиливает уверенность в завтрашнем дне. Социальное и экономическое развитие регионов и городов зависит от уровня их самостоятельности и ответственности перед жителями.

К 2024 году будут пересмотрены способы управления городами и внедрены новые технологии в сфере городского хозяйства. Современная среда для жизни сделает города привлекательными для самых талантливых и предприимчивых, будет толкать вперед городскую экономику. Но и перемещаться между населенными пунктами должно быть быстро и удобно, только так россияне смогут чувствовать, что их дом – это вся страна.

Ключевые результаты:

  • Ежегодно темпы инвестиций в развитие городов будут расти на 5%;
  • Время в пути из пригорода до центра крупного города сократится до одного часа;
  • Обеспеченность жильем вырастет с 25 до 30 кв м на человека;
  • Уровень загрязнения воздуха в наиболее загрязненных городах снизятся на 15%.

Перспективный город

Каждый город сам сможет решать, на что делать ставку в своем развитии. У горожан появится возможность для прямого участия в судьбе города: выбирать, на что тратить бюджет города, и следить за выполнением работ. Часть налогов от деятельности местного бизнеса будет поступать напрямую в районные и городские бюджеты.

Стать предпринимателем в родном городе станет проще: местным жителям будут доступны специальные целевые кредиты и типовые решения. Каждый предприниматель сможет через специальную систему узнать о потребностях горожан, и лучше ориентироваться на них при ведении своего дела. Новые заведения и точки притяжения дадут импульс к дальнейшему развитию общественных пространств.

В городах появится больше доступного и качественного жилья. Появятся квартиры, специально построенные для аренды, уже с мебелью и необходимой бытовой техникой. Если захочется переехать, то можно будет легко покинуть арендуемую квартиру и найти другую.

Устаревшие системы ЖКХ будут модернизированы. Внедрение механизмов регуляции потребления тепла позволит сократить личные расходы. Капитального ремонта больше не надо будет ждать десятилетиями – благодаря специальным банковским кредитам управляющие компании смогут сначала поставить лифты, утеплить стены и заменить трубы и перекрытия, а расплатиться с банком позднее.

Транспортная доступность

Перемещаться по городу станет удобнее и быстрее. Появится больше общественного транспорта, в том числе экологически чистого. Можно будет точнее планировать время в пути: цифровые системы смогут точно сказать время прибытия следующего маршрута и необходимое на дорогу время. Единая система транспорта для города и области позволит путешествовать и перевозить товары быстрее и удобнее.

Возможность передвижения по стране – важный показатель ее развития. Поэтому будет повышено качество дорожного строительства. Дорога из любого крупного города в соседний будет занимать не больше 4 часов, а между более малыми населенными пунктами можно будет комфортно передвигаться на удобных и дешевых автобусах и электричках.

На ключевых транспортных маршрутах будут построены высокоскоростные автодороги Москва — Владимир — Саранск — Ульяновск — Самара — Оренбург, Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Екатеринбург. Между Москвой и Казанью, Екатеринбургом и Челябинском, Москвой и Тулой будут ходить высокоскоростные поезда.

Экономические успехи невозможны и не нужны, если граждане не чувствуют себя защищенными от внешних и внутренних угроз. Нужно вернуть доверие к правоохранительной системе и завершить создание профессиональной и боеспособной армии. В какой бы ситуации не оказался гражданин, он всегда имеет право на справедливый и по-настоящему независимый суд. А если он ошибется и преступит закон, то и на второй шанс.

Ключевые результаты к 2024 году:

  • Вырастет доверие к полиции, выраженное через количество обращений потерпевших;
  • Вооруженные силы будут на 100% формироваться на контрактной основе;
  • После отбывания наказания заключенные чаще будут возвращаться к полноценной жизни в обществе, будет происходить их ресоциализация, и, как следствие, повысится уровень безопасности в обществе.

Честный и справедливый суд

Кадровый состав судей изменится: появится больше судей с разнообразным опытом работы, а не только из секретарей судов, повысится их независимость и объективность: правоохранители и председатели судов больше не смогут влиять на их назначение. Судьи перестанут штамповать приговоры, что будет способствовать гуманизации суда и росту числа оправдательных приговоров. Появится Федеральный центр подготовки судей, где будущих профессионалов будут готовить к нетиповым, более сложным и справедливым решениям.

Судебный процесс станет прозрачнее и быстрее, когда в нем будут использоваться современные электронные и цифровые технологии. Абсолютно каждое заседание суда будет записано на аудио, а их протоколы будут короткими и доступными.

Правоохранительные органы

Электронный документооборот и упрощение отчетности разгрузят полицейских от бумажной волокиты. Участковые смогут уделять больше времени и сил борьбе с преступностью, профилактике, а также работе с пострадавшими от преступлений. Эксперименты по созданию муниципальной милиции покажут: города в состоянии обеспечить безопасность граждан эффективней чем федеральная полиция.

Тюрьмы и колонии будут перенастроены на возвращение заключенных к полноценной жизни в обществе. Для этого условия содержания заключенных станут более гуманными, а ФСИН поможет сохранять связь заключенных с семьей и создавать современные и качественные рабочие места. Это снижает рецидивы, помогает возвращать людей к нормальной жизни.

Людей, которых сажают в тюрьму за нетяжкие и ненасильственные преступления, станет меньше, потому что их можно наказывать иначе. В экономических преступлениях приоритетом станет возмещение ущерба пострадавшим и экономическое наказание. Борьба с наркопреступностью будет сфокусирована на тех, кто действительно торгует наркотиками, а не на жертвах наркомании и случайных потребителях препаратов.

Профессиональная армия

Постепенно в российской армии будет увеличиваться число контрактников, что заметно повысит ее профессионализм и боеготовность - каждый солдат и офицер будут мотивированы прежде всего достойным вознаграждением за их труд. Для военных и их семей будет создан полноценный жилищный фонд.

Расходы на оборону и вооружение будут гибко планироваться и корректироваться каждый год, что позволит и тратить меньше, и защищаться эффективнее. Появится четкий список нужных военных технологий, а продукция предприятий оборонного производства будет диверсифицирована.

2018 2024
Стратегия развития страны
Создано в Центре стратегических разработок

История России – это история прорывов и побед. Но в последние годы мы живем хуже, чем могли бы, отстаем по качеству жизни. Наша экономика растет недостаточно быстро. Возможности страны и ее жителей раскрываются не в полной мере. Мы можем лучше.

Для этого стране нужны четкие цели и стратегия развития. Эти цели должны быть амбициозными, но в то же время ясными и достижимыми. За ними должны стоять точный расчет и набор конкретных мер. Если составить план и неукоснительно придерживаться его, то мы способны достичь серьезного повышения качества жизни и обновления экономики.

Создано в Центре стратегических разработок
Стратегия развития России
2018 — 2024

Центр стратегических разработок представляет программу, разработанную вместе с лучшими экспертами страны по поручению президента России. В основе нашего плана — семь стратегических приоритетов и более 300 мер. В ходе исследований и с помощью научных моделей эксперты рассчитали, каких результатов можно достичь по каждому из приоритетов стратегии.

Создано в Центре стратегических разработок
Стратегия развития России
2018 — 2024
7
Стратегия развития России
2018 — 2024
Создано в Центре стратегических разработок
Важен каждый
§ 5
Стратегия развития России 2018 — 2024
Загрузить краткую
версию
Стратегия развития России 2018 — 2024
Часто задаваемые
вопросы
  1. Еще одна стратегия? Зачем она вообще?

    Ни одна страна не может развиваться и повышать качество жизни своих граждан без стратегического видения и четкого плана действий. Сегодня нам нужно отвечать на общие для всех стран вызовы новой технологической революции, в то же время разбираясь с давними проблемами - демографическим провалом, сырьевой зависимостью, неэффективным государственным управлением.

    Стратегия ЦСР была разработана по поручению Президента РФ Владимира Путина и была представлена ему. Если она будет одобрена, то новое правительство займется реализацией мер Стратегии. В Послании Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. все ключевые приоритеты Стратегии ЦСР были учтены.

  2. Почему вы выбрали именно эти семь приоритетов?

    В предложениях ЦСР более 300 мер различного уровня и порядка по всему спектру проблем российской экономики, общества и системы государственного управления. Большинство из них направлены на укрепление человеческого капитала, ускорение технологического развития и создание современной системы государственного управления.

    Но любая хорошая стратегия — это всегда выбор опорных точек, выбор тех направлений, которые на сегодняшний день самые важные и дадут самый значимый результат. Эти семь приоритетов тесно увязаны между собой. Только продвигаясь по всем приоритетам одновременно, мы добьемся успеха. При этом выбор приоритетов не значит, что по другим направлениям не будет развития.

  3. А откуда эти цифры? Не слишком ли амбициозно?

    Все показатели рассчитаны нашими экспертами с помощью экономических моделей на основе тщательного анализа текущего состояния вещей и взвешенных прогнозов - всего этого вполне можно достичь, если принять те меры, которые предложены в Стратегии. Хотя некоторые из этих показателей могут показаться едва ли не фантастическими, но это результаты серьезных и точных расчетов. Главное же, если серьезно браться за дело и последовательно придерживаться плана, то можно достичь очень многого.

  4. Возможен ли такой экономический рывок без политических реформ? Захочет ли государство меняться само?

    Повышение качества жизни россиян и ускорение экономического роста — это не вопрос политических предпочтений. Нет никаких споров о том, нужно нам это или нет. И в обществе, и в элитах достигнут консенсус: без серьезных преобразований мы будем топтаться на месте.

    Прорыв в нашем экономическом и человеческом развитии будет невозможен без реформы государственного управления - это понимают и сами госслужащие. Поэтому ЦСР указывает в качестве стратегических приоритетов перенастройку системы госуправления, серьезные изменения в судебной и правоохранительной системах. Более того, закрепить успех может только расширение пространства политической конкуренции, и мы считаем это особой и первостепенной задачей как власти, так и общества.

  5. Это все правильные и хорошие меры. Но где вы возьмете на них деньги?

    Дополнительные средства на образование, здравоохранение и инфраструктуру появятся в результате так называемого бюджетного маневра — перераспределения средств внутри государственного бюджета. Мы исходим из того, что улучшив условия ведения бизнеса и открыв пространство для деловой инициативы, мы сможем ускорить экономическое развитие и получить дополнительные средства. Кроме того, в медицинские и образовательные проекты станет выгоднее вкладывать частные средства, и это частично снимет нагрузку с бюджета. Наконец, дополнительными источниками дохода станут увеличение экспорта и разгосударствление экономики, если мы примем в этих сферах давно назревшие решения. Повышения налогов на граждан наша стратегия не предусматривает.

  6. А почему в вашей стратегии нет ничего о сельском хозяйстве, металлургии, энергетик и других конкретных отраслях?

    В предложениях ЦСР — большое количество конкретных отраслевых решений. Мы работали с экспертами в самых разных сферах, советовались с профильными ведомствами и предприятиями. Обоснование и расчеты по многим из таких конкретных решений можно найти в наших докладах.

  7. Какие тут структурные реформы в такой международной ситуации, когда на Россию с нескольких сторон оказывается давление?

    Лучший способ выдержать любое давление — заниматься собственным развитием. По оборонному потенциалу Россия сегодня в числе лидеров, а вот по качеству жизни и технологическому развитию сильно отстает. Так что международная конкуренция - как раз сильнейший стимул к тому, чтобы заняться продуманными и последовательными внутренними преобразованиями.

    Более того, без технологического рывка и ускорения экономического роста мы в конечном счете просто не сможем поддерживать обороноспособность. При этом экономические и торговые связи с внешним миром должны быть одним из источников нашего развития, несмотря на политические трения.

  8. Были уже и «Стратегия-2020» и «майские указы»... Многие из этих вещей мы слышим уже два десятилетия. Почему эта стратегия должна сработать? И не слишком ли она амбициозна?

    Стратегия ЦСР — самая проработанная за последние двадцать лет. Мы работали с экспертами из российских университетов, исследовательских центров, академических институтов, ездили по стране и говорили с людьми на местах, изучали их проблемы и предложения, мы постоянно советовались и сверялись с министерствами и ведомствами, предпринимателями и общественниками. Главное, для наших предложений мы разработали механизмы их реализации, пилотные проекты и дорожные карты — мы с самого начала думали о том, как выполнить предлагаемые решения.

    Мы также специально изучали опыт прошлых стратегий, пытаясь понять, почему они не сработали до конца. Чтобы Стратегия претворилась в жизнь, нужно последовательно заниматься ее исполнением, настроив на ее приоритеты всю систему государственного управления. Не сворачивать с выбранного пути и держаться курса. Если правительство предъявит ясный план действий и будет его придерживаться, тогда и к правительству вернется доверие.

  9. Главная проблема страны — коррупция, а о ней в документе нет ни слова. Разве она не помешает?

    Коррупция — системное явление и действительно огромная проблема для России. В Стратегии ЦСР мы отвечаем на этот вызов двумя способами. С одной стороны, трансформация госуправления сделает бюрократические структуры более прозрачными, автоматизирует и упростит многие процессы. Благодаря этой реформе сократится само пространство для коррупции, чиновники потеряют стимул вовлекаться в теневые и коррупционные действия. С другой стороны, Стратегия ЦСР подразумевает и серьезное повышение эффективности и независимости судебной системы, а также обновление правоохранительной системы. Мы ожидаем, что эти преобразования тоже помогут эффективнее бороться с коррупцией в России.

  10. А что могу сделать лично я?

    Помочь в реализации Стратегии может каждый. Стратегия — наше общее дело, и без включения в эту работу всех небезразличных успех вряд ли достижим. Это работа, которую можно делать понемногу, но зато каждый день. Проявляйте больше инициативы, беспокойтесь о развитии и благополучии самих себя, своей семьи, двора, улицы и города. Занимайтесь своим образованием и заботьтесь о здоровье. Предлагайте новые решения и берите решение проблем в свои руки. Страну создают и двигают люди, поэтому действия каждого важны для нашего общего прорыва.

    А еще — поделитесь с друзьями ссылкой на Стратегию!